Садовый центр Первоцвет
Наши услуги
Новости Статьи о компании контакты Портфолио
Сладкая сказка сада
Ландшафтный дизайн
Озеленение и благоустройство
Продажа растений
Член гильдии ландшафтных предпринимателей
Украины и Днепропетровской обл.
Ландшафтный дизайн
Продажа растений
Мы в СМИ





Поиск:

Статьи в журнале Благоустройство & Ландшафт №11-12’2009

На главную Карта сайта Написать письмо

В предновогоднем выпуске журнала Благоустройство & Ландшафт №11-12’2009 вышли 2 статьи Светланы Волковой: Фестиваль садов в Шомон-сюр-Луар и Королевские сады Кью в рубрике Мир глазами Светланы Волковой. Предлагаем их Вашему вниманию.

Фестиваль садов в Шомон-сюр-Луар

 

Ежегодно в Дворцовом парке Шомон-сюр-Луар проходит международный фестиваль садов. С 1992 года было разбито более четырех сотен садов – прототипов садов будущего. Преимущество фестиваля в том, что желающие могут посещать и наблюдать данное мероприятие в период с середины апреля до середины октября. Каждый год на призамковой территории лан дшафтные мастера, художники, архитекторы, сценографы и садоводы создают около 30 садов на заданную тему, которые оценивает специально отобранное жюри.

Тема фестиваля садов Шомон-сюр-Луар в 2009 году – Сады красок (Цветные сады). Это волшебное место – бодрящее дополнение к серости жизни городов, используя секретный код цветов, предложит чувствительные сады оттенков, играющие тысячами скрытых смыслов, какими бы монохромными, оттеночными или яркими они не были. А также мы увидим, каким образом, благодаря красочным растениям, растительный мир, взявший свои истоки у цвета и пигмента, используют люди в целом и художники в частности.

Президентское кресло в составе жюри в этом году было доверено Мишелю Пастуро, историку медиевисту и неоспоримому специалисту в области цвета, всемирно признанному автору многочисленных работ в этом направлении. 286 кандидатов подали досье на участие в конкурсе. Насчитано 144 профессиональных досье, распределившихся следующим образом: 87 французов, 57 иностранцев (всего представители 15 стран, из которых на первом месте итальянцы и американцы).

Жюри отобрало для участия 20 садов, и 5 приглашенных: Патрик Бланк (ботаник), Кристоф Робин (колорист), Эрик Боржа (ландшафтный дизайнер), Симон Крузе (ландшафтный дизайнер), Мишель Расин (ландшафтный дизайнер) , представивших свои экспозиции. Шомон – сюр – Луар – это первый Центр Искусств и Природы, приглашающий к сотрудничеству художников, являющих свои картины, фотографии, скульптуры, размещающих инсталляции в парке.

Здесь демонстрируются инновационные технологии, свежие идеи, открываются новые имена. Каждую среду в парке проводится фестиваль кино под открытым небом. По пятницам замок подсвечивается, а в этом году впервые подсветили 12 конкурсных экспозиций, используя светодиодные технологии, разработанные специалистами компании Philips, при участии дизайнера Сильвана Биго. Незабываемое впечатление на посетителей фестиваля произведет долина туманов. В прошлом – это хранилище для льда (глубокий овраг), над которым перекинут деревянный мостик, под ним 20-метровый водный каскад. Богатая растительность и система туманообразования создает эффект тропического пейзажа. Есть на территории экспериментальный сад, ресторан, где можно "познакомиться" с молекулярной кухней, уютное кафе, магазинчики. Ландшафтный парк площадью 21 гектар был создан в XIX веке Анри-Амеде де Брогли совместно с ландшафтным дизайнером Анри Дюшеном, в английском пейзажном стиле. Он раскинулся на холме, возвышающемся над долиной Луары, и поражает красавцами кедрами, секвойями, которые высадил граф Арамонский в XIX веке. На территории парка находится конный дворец, считавшийся в конце XIX века самым современным и роскошным
в Европе. Сейчас там регулярно проводятся творческие выставки.

Фестиваль садов – 2009


Тему "Цветные сады" фестиваля 2009 года наиболее полно и ёмко раскрыли более десяти садов-экспозиций, о которых я хочу рассказать подробнее.

1. Стирка в цветах

Дизайнер: Аннаэль МАДЕК. Архитектор: Жан-Франсуа МАДЕК. Ботаник: Клеман КОНСТАНТЕН, Страна: ФРАНЦИЯ


Развиваясь на ветру, множество красочных вещей парят над сияющим садом и создают эхо, оживляющим его цветам. Этот сад настоящее приглашение в страну беззаботности и удовольствия от созерцания, в основе его задумки лежит движущая
идея цвета, которая воплощается благодаря растениям. Площадь сада структурирована ракушечниковым проходом, объединяющим своим рисунком 9 зон, засаженных красящими растениями, которые меняют свой тон от алого до синего по мере продвижения к центру. Посетив этот сад, ощущаешь настоящее упоение цветом, движением ветра, легкостью восприятия мира. На примере этой экспозиции можно с уверенностью утверждать, что не одна фотография не в состоянии передать ту атмосферу, ощущения, полученные от посещения такого сада. На маленьком кусочке земли авторам удалось
создать "сказочную страну", где хочется остаться. Вот он – настоящий профессионализм!

2. Сад красавицы

Колорист: Кристоф Робин. Флорист: Кларис Берро, Страна: ФРАНЦИЯ

Французский проект, объединивший парикмахера-колориста Кристофа Робина, приглашенного на фестиваль, и дизайнера. Вдохновленные французским фильмом-сказкой "Ослиная шкура" Жака Деми, автора знаменитых "Шербургских зонтиков", в котором сыграли Катрин Денёв, Дельфин Сейриг и Мишлин Пресль, они создали эту интригующую экспозицию. "Сад красавицы" построен на реминисценциях и отсылках, которые знает каждый француз. Фильм "Ослиная шкура" был очень популярен и стал культовой сказкой, песни и реплики из которой знают все.
Сад условно разделен на три комнаты: для блондинки, брюнетки и рыжей. У каждой имеется свой стул-кресло, зеркало и соответствующая цвету волос растительность. Создатели предлагают посетительницам, прислушиваясь к интуиции, найти свою комнату, кресло и зеркало, и дают объяснение для кого оно предназначено. Автору этого репортажа удалось с первой попытки определить свою комнату, оживиться от предложенной "игры", и порадоваться за удачно сложившийся тандем творческих душ. Свой проект авторы определяют как китчевый, в котором присутствует смешение стилей.
Три "комнаты" в этом саду не случайны, они имеют свое философское прочтение: разные возраста женщины. Ведь возраста персонажей и актрис фильма "Ослиная шкура" выстраивались в линию: девушка – Голубая принцесса; женщина в расцвете – Фея сирени; женщина в зрелом возрасте – Красная королева. Три "комнаты" в "Саду красавицы"
связаны также и с названными цветами, которыми обозначены персонажи.

3. Желтая линия

Ландшафтные дизайнеры: Мэтини ЭЛЮДЮ, Жюльен ВИНЬЯН, Гейлор Ле Гоазью, Страна: ФРАНЦИЯ

Желтая разметочная линия уводит нас от городской суеты и вводит в мир природы, растений, сада. Экспозиция восхищает грамотно подобранными растениями, свежестью, гармоничным сочетанием. Этот сад – результат идеи того, что наиболее сильное воздействие на человеческий глаз может произвести желтый цвет на черном фоне. Именно эти цвета и присутствуют в городском пейзаже: система дорожных знаков и рекламные вывески. В саду черный цвет в чистом виде не фигурирует, но присутствует множество темных оттенков, которые зрительно окрашивают цветок, стебель и лепестки, в результате чего наблюдаем удивительные незнакомые нам растения. Движение желтой линии привлекает внимание ещё за пределами сада, она пересекает сначала белый участок и прерывается, чтобы превратиться в пунктирную линию дороги, которая пересекает темный сад. После движение линии приобретает спиралевидные формы, линия сбивается на японский манер, чтобы окружить сад яркими вертикалями, и тогда он уже становится похожим на огород.

4. Видеть красный

Архитектор: Патрис ГОБЭР. Художник: Мари-Кристин ЛОРЬЕ. Декоратор: Паскаль МОНТЕЛЬ. Исполнитель: Беатрис ТОЛЛЮ, Страна: ФРАНЦИЯ

 

Видеть красный

Этот сад представляет собой монохромный микро-пейзаж, засаженный холмами. В этих холмах находятся разные видеоустройства, коллекции повествовательных и замысловатых предметов, а дорога
из красного песка так и манит сделать привал и отдохнуть на блестящей гальке. Сами холмы покрыты цветущей растительностью и листвой, а внизу почва устлана корой и разноцветными минералами. Что же это? Желание раскрыть опасность окружающей среды? Фобии на предмет общественной безопасности? но в то же время экзальтация жизнью, природой и общением между людьми. Растительная гамма этой композиции задумана совместно со Школами Окружающей Среды и Благоустройства Жизни, культивирована в Жуи ен Жоза и локально размещена студентами. Сад насчитывает более 20 разновидностей растений, его цель достичь перехода красного цвета от светлого весеннего оттенка до более глубокого тона осени. В этом саду красный цвет символизирует сигнал тревоги и угрозу окружающей среде. Но помимо природных катаклизмов он рассказывает о диктате безопасности,
масс-медиа и коммуникации. Живая изгородь из граба обозначивает периметр сада и создает плетеный узор из красной линии, словно натянутая лента безопасности над местом преступления. Но ничто не потеряно – природа побеждает – жизнь бьет ключом среди цветущих растений.

5. Ультафиолет

Архитекторы: Мари-Тифани АМОН-ДЕЛЬГАДО, Флоранс МОТТ. Инженер по благоустройству территорий: Анн-Элиз АМОН. Ландшафтные дизайнеры: Пьер-Александр МАРШЕВЕ, Эрик ЖАНТИ, Страна: ФРАНЦИЯ. "Ультрафиолет" – это сад, играющий с границами восприятия цвета. Гамма фиолетовых оттенков не оставляет посетителей ни среди листвы ни цветов до конца видимого спектра. Далее происходит процесс фотосинтеза под действием ультрафиолетовых лучей и его хроматических вариаций, вследствие чего бесцветный павильон превращается в невидимую лабораторию.

Восприятие цвета здесь модифицировано и нейтрализовано, чтобы показать губительное воздействие ультрафиолетовых
лучей. Немногочисленные растения под палящим солнцем пытаются здесь выжить, несмотря на сухость и обесцвеченность. Эта экспозиция является одновременно символом пользы и опасности ультрафиолета по отношению к окружающей среде и человечеству в целом, а солнцезащитный фильтр из стекла создаёт переменчивый диалог между фотосинтезом и засухой, цветом и его отсутствием.

 

 

6. Цвет элементов

Архитектор-ландшафтный дизайнер: Стефан ЛАПОРТ. Владелец питомника: Хоаким ВАРСТЕР, Страна: ГЕРМАНИЯ


Дизайнер предлагает тонкую игру между графичностью рисунка сада в форме квадрата и объемом кадок для деревьев. Также использует игру воды, где отражаются красного цвета кадки и Prunus "Nigra", лично приобретенные ландшафтным архитектором Стефаном Лапортом, в древесном питомнике Лорберг. Двойное углубление формы участка, где строгая композиция выигрывает благодаря преобладанию красного цвета растений и горшков не меньше, чем за счёт движения воды.

7. Из тёмной воды в белую высь

Идея этого сада была вдохновлена Садом ЭШЕРА. Архитекторыландшафтные дизайнеры: Анук ВОЖЕЛЬ и Катарина БРАНДТ, Страна: НИДЕРЛАНДЫ "Из тёмной воды в белую высь" – этот сад выражает глубочайшее почтение и уважение в адрес творения Эшера под названием "Небо и вода" и воссоздаёт его смысл при помощи двухцветных поэтических лугов, взаимно изменяющихся благодаря хорошо изученному плану насаждения – от чёрного к белому. Рассредоточенные по периметру сада кресла позволяют посетителям проникнуться плавными и прогрессирующими переходами цвета.

 

8. Сумерки

Скульптор и садовод: Альваро ДЕ ЛА РОЗА МОРА. Инженер-агроном: Патрисия ДИАЗ АГРЕЛА , Страна: ИСПАНИЯ

В этом саду доминирует глубокий красный цвет, "тяжелый и эмоциональный", как картина, в которой используются тёмные тона. Растущие рядом друг с другом, его цветы и растения отдадут лучшее, что в них есть в тёмное время суток. Контраст между тонкостью японских злаковых Imperata cylindrica, посаженными в центральном островке сада, и эониумом
создают особенную атмосферу багрового и чёрного, суровую и завораживающую, играя со светотенью в любое время дня. Сад обрамляют белые воздушные гауры, способствующие фокусировке взгляда на тёмно-красном пятне сада.

9. Сад головоед (Сад пожиратель голов)

Студенты Высшей Национальной школы Архитектуры, г. Париж Валь де Сэн: Стивен ФУРМАН, Самсон ЛАКОСТ, Люк ПИНСАР. Преподаватель: Филипп МАЙОЛЬ, Страна: ФРАНЦИЯ.

Сад "Головоед" предлагает индивидуальный красочный эксперимент. Цветные фильтры в форме шаров располагаются на уровне человеческого роста, приглашая, таким образом, посетителей просунуть в них голову. Тогда белый сад становит
ся ярким и красочным, но для этого требуется непосредственное участие самих гостей, которых каждый из шаров уносит в незабываемое космическое путешествие.

10. Гласные

Ландшафтный архитектор: Томас ван Экхут. Архитектор-сценограф Жюли де Леэж. Доктор философии Женевьев Эркен. Ландшафтный архитектор: Ив Колар, Страна: БЕЛЬГИЯ. Автор взял за основу сюжета Цветной сонет – стихотворение знаменитого французского поэта XIX века Артюра Рембо под названием "Гласные". Это стихотворение уводит нас в мир грез, мечтаний. Поэтому посетив данную экспозицию, мы должны быть, покорены загадочной атмосферой этого сада.

11. Невесомость материи

Ландшафтный дизайнер: Одиль ДЕКО, Страна: ФРАНЦИЯ.

 

Этот сад-сооружение представляет собой имитацию пространства, затягивающую посетителя в физическую виртуальность; если в хореографии тело танцует, чтобы описать пространство, то здесь, в саду, уже само пространство работает на пользу тела. Сад-сооружение очень прост: он походит на диковинный кабинет, только на этот раз с внешней стороны.
Будет идти дождь, стоять хорошая или пасмурная погода, дождь, тучи и солнце, отражаясь в зеркалах и в пруду, будут усиливать эти эффекты и придавать им динамичности. Не являясь, по сути, зеркалами, границы тёмных металлизированных пластин придают периметру сада овальную форму. Отсутствие углов и горизонтальных зеркал, расположенных в неравномерной плоскости и закреплённых на заднюю опору, они отражают и увеличивают силу искаженных рефлексий, поглощая их в чёрном цвете. Граница зеркал при входе создаёт своего рода ширму, которая словно погружает посетителя в чёрный калейдоскоп.

Преимущество и отличие фестиваля садов Шомон – сюр – Луар от других выставок в том, что у посетителей есть возможность свободного доступа, без ограничений по времени, для наблюдения за динамикой развития сада в течение полугода. Безусловно, желательно посетить фестиваль в тот период, когда все экспозиции достигают максимального
пика декоративности, и понятия их философского содержания. К примеру, посетители, увидевшие сад "Стирка в цветах" в мае, не получили тех ощущений, чем побывавшие там в августе, когда сад наиболее ярко раскрыл свой концептуальный замысел. Мои пожелания собравшимся посетить фестиваль Шомон в будущем году: выберете самое оптимальное время для созерцания садов, а оно, конечно же, наступает с середины лета.

 Работа Патрика Бланка

Увидев воочию неповторимые и многоликие сады Шомон-сюр-Луар, я согласна с изречением: "Насыщено красные, глубокие синие, белые или черные сады Шомон будут удивлять своими смелыми и необычными вариациями".
Подробную информацию смотрите на сайте www.primrose.com.ua

 

Светлана Волкова,
фото автора

 


 

 


Скачать оригинал статьи "Королевские сады Кью" в формате *.pdf

 

"Сделаем мир лучше" – один из слоганов Королевского ботанического сада Кью, с которым я солидарна. Использовать растения на благо человека – провозглашает программное заявление садов Кью.

 

 

 

Вверх по течению Темзы, в западном Лондоне находятся знаменитые на весь мир Королевские ботанические сады Кью.
Чем же примечательны эти сады? Безусловно, своей неоднозначной, интересной историей, красотой пейзажей. А самое главное – неоценимым вкладом: распространением растений по всему миру, сохранением семян в банке растений, формированием правильного и бережного отношения людей к природе, своим бесценным опытом и знаниями, что делает их ботанической Меккой.

 

Здесь находится один из самых эффективных в мире исследовательских институтов в области ботаники, работающий над "Программой дышащей планеты", которая является планом на будущее. Главная задача этой программы – выявление мест обитания растений и животных, находящихся под угрозой уничтожения, и, по возможности, сохранение или замедление процесса исчезновения. Параллельно ведутся работы по выведению видов растений, способных адаптироваться в новых климатических условиях. В 2003 году ботанические сады Кью включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ботанические сады Кью входят в число самых известных достопримечательностей Великобритании.

 

 

В этом году Королевские ботанические сады Кью отметили 250-летие. Специально к этой дате Королевский монетный двор выпустил памятную монету номиналом 50 пенсов с изображением портрета королевы Елизаветы II и Китайской пагоды – одного из символов Кью. На праздник была приглашена королева Великобритании. Она встретилась с руководителями сада и разрезала праздничный торт, исполненный в форме главного сооружения Кью-сада – оранжереи Палм-Хаус. Цветоводы преподнесли королеве специальный сюрприз – новый сорт белой розы без шипов с символическим названием "Кью-гарденс". Поскольку королева является большим ценителем растительного мира, свое 80-летие в 2006 году она отметила во дворце Кью-пэлас, на территории ботсада.

 

24 мая 2008 года в ботсаду Кью был открыт "Воздушный мост" высотой 18 и длиной 200 метров. Творение архитектурной компании Marks Barfield представляет собой остеклённый мост: его опоры имитируют стволы деревьев, а смотровые площадки позволяют рассмотреть всю красоту сада с высоты птичьего полета

Восхитителен Альпийский домик, созданный по проекту Криса Уилкинсона. Его встроенные системы выполняют контроль освещения, температуры и влажности. Коллекция растений Альпийского дома уникальна, к примеру, редкий обитатель чилийский Blue Crocus, считавшийся с 1950 года вымершим, в 2001 году снова появился рядом с Сантьяго.

 

Китайская пагода высотой 50 метров, возведение которой завершилось в 1762 году, – еще одна из достопримечательностей садов Кью, его визитная карточка. На территории садов расположено множество интересных мест: знаменитый пальмовый дом, дом кувшинок, сад в японском стиле с пагодой, бамбуковый и жасминовый сады. Вряд ли можно остаться равнодушным, посетив сад азалий.

 

А еще в Кью находится самая большая в мире куча компоста. Компост используют в садах, а также продают на аукционе, вырученные средства идут на пользу садам Кью. Масса интересных мероприятий проходит на территории садов Кью: выставка тропических растений, осенний фестиваль под названием "Почувствуйте себя высокими как деревья", много детских мероприятий, направленных на воспитание правильного отношения к живой природе. В рамках фестиваля
проходит конкурс "Живопись по лицу", а также экскурсионные прогулки, позволяющие любоваться осенней окраской листвы, в том числе редких деревьев.

 

В планах Кью к 2020 году собрать 20% всех видов растений планеты. Ботанические сады Кью – это "живой организм",
вот уже два с половиной столетия дарящий многим поколениям радость видеть красоту природы, получать новые познания, касающиеся всего живого на Земле. Королевские ботанические сады Кью ставят глобальные цели и задачи, выполняют миссию по сохранению и демонстрации великолепия растительного мира, за что будущие поколения должны
воздать огромное уважение и благодарность.

Светлана Волкова, директор садового центра
“Первоцвет”, член Гильдии ландшафтных
предпринимателей, член английского Королевского
Садоводческого Общества.
Фото автора.

г.Днепропетровск,
пос. Кировское,
ул. Ленина 16
(056) 375 12 20
моб. 8050 3636370
Ландшафтный дизайн, садовый Центр Первоцвет, озеленение, благоустройство участков, статьи о ландшафтном дизайне Днепропетровск